Помилование в уголовном праве

Амнистия и помилование: особенности и различия – статьи

Помилование в уголовном праве

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. 

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках,  награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. 

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. 

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах. 

Источник: https://fsin.ru/articles/amnistiya-i-pomilovanie-osobennosti-i-razlichiya

Амнистия и помилование: порядок применения

Помилование в уголовном праве

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно.

В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст.

84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости.

При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу.

В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии.

Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом.

Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности.

Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

Помилование

Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается.

К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.

Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е.

помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnoe-pravo/amnistiya-i-pomilovanie-poryadok-primeneniya.html

Юмфц – юридическая консультация

Помилование в уголовном праве

Применение норм закона Процедура и ее порядок Кто может попасть под амнистию Ограничения и возможные нюансы Возможные уголовно-правовые последствия

Уголовная амнистия в соответствии со ст. 84 УК РФ – один из способов милосердия, которое государство проявляет к совершившим преступление физическим лицам.

Помимо гуманных соображений применения амнистии есть и практические: она позволяет разгрузить исправительные учреждения от отбывающих там наказание заключенных.

Используют ее и в политических целях, чтобы избежать вооружённых столкновений или прекратить их.

Амнистия и помилование имеют между собой отличие. Если помилование предоставляется конкретному человеку, то амнистировать могут определенный круг лиц. Как правило, она в России приурочивается к какому-то событию (Дню России или к празднику Победы 1945 года).

Применение норм закона

В первую очередь объявление амнистии основано на применении норм ст. 78 и 103 Конституции РФ и находится в ведении государства, в частности Государственной Думы РФ. Кроме этого, за основу берутся:

ст. 84 УК РФ, которая предусматривает виды смягчения участи и неопределенный круг лиц, к которому может применяться этот процесс, ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК РФ), устанавливающая акт амнистии в качестве основания для исполнения наказания, ст. 172 УИК РФ, предусматривающая освобождение от отбывания наказания, ч.

4 ст. 175 УИК РФ, устанавливающая порядок освобождения, ст. 27 и 302 УПК РФ, регламентирующие основания и порядок прекращения уголовного преследования после издания акта об амнистии на разных стадиях уголовного судопроизводства, п. 4 ст. 24.

5 КоАП РФ, предусматривающая издание акта, который станет основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении, п. 1 ст. 31.

7 КоАП РФ, позволяющая судье или должностному лицу, которые ранее выносили постановление о наложении административного наказания, прекратить исполнение постановления, если акт амнистии по административным делам исключает применение наказания. Процедура и ее порядок

Амнистию в РФ объявляет Госдума РФ, принимая соответствующее постановления об объявлении и порядке применения. Оба эти постановления используются в связке друг с другом.

Сначала издается постановление об объявлении условий амнистии. В нем указывается категория граждан, к которым она будет применяться и на которых она не распространяется.

В преамбуле второго постановления приводятся основания и устанавливается порядок его применения, разъясняются термины и положения этого документа и перечисляются органы, которые должны заниматься исполнением акта об амнистии.

Оба постановления подписывает председатель Госдумы РФ, после чего они в 3-дневный срок публикуются в СМИ.

Уголовная амнистия относится к бессрочному акту, в сферу действия которого могут теоретически попасть все физические лица, совершившие преступления до вступления акта в силу.

Время привлечения к уголовной ответственности в этом случае роли не играет. Если срок давности привлечения к уголовной ответственности истекает во время действия акта, то применяться должны нормы ст. 78 или ст.

83 УК РФ, когда они отличаются более льготными условиями.

Постановление по своей сути является бессрочным, что может теоретически привести к тому, что деяние преступившего законы человека способно попасть под действие нескольких актов.

В этой ситуации руководствуются принципом справедливости, а не нормами уголовного права ( ст. 10 УК РФ) об обратной силе уголовного законодательства.

Когда действует два конкурирующих друг с другом предписания, то использоваться будет постановление, которое по сроку своего действия ближе к моменту совершения преступления.

Если были проведены следственные действия и дело передано в суд, но ещё не рассматривалось по существу, а в это время был издан акт об амнистии, то в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается уголовное преследование или закрывается уголовное дело.

Статья 24 УПК РФ не включает в перечень оснований для автоматического прекращения уголовного дела факт принятия акта амнистии. При возражении подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 27 УПК РФ.

Если амнистия была принята в период судебного разбирательства, то обвиняемый должен согласиться на прекращение в отношении него уголовного преследования. Только после этого суд заканчивает рассмотрение уголовного дела.

При освобождении физического лица от уголовной ответственности по амнистии оно этим актом не освобождается от обязанности возместить причиненный его противоправными действиями другим лицам ущерб.

В случае принятия акта об амнистии после провозглашения судебного приговора, но до его вступления в законную силу, обвинительный приговор суд второй инстанции оставляет без изменения, но осужденный освобождается от отбывания наказания в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ.

С лиц, которые уже отбывают наказание, акт может снять судимость.

К каждому конкретному лицу прокуратура или суд применяют амнистию индивидуально на основании постановления или определения. Постановления об этой процедуре нормы уголовного права не меняют и не отменяют.

Преступность и наказуемость деяния при этом не устраняются, а законность, справедливость и обоснованность приговора суда под сомнение не ставятся.

Кто может попасть под амнистию

Принятый парламентом акт содержит конкретную информацию о том, к каким лицам она будет применяться. Как правило, это:

ветераны различных войн и военных действий, ветераны труда, инвалиды, больные туберкулезом, граждане, награждённые государственными наградами, женщины, старше 55, и мужчины после 60 лет, беременные, несовершеннолетние, женщины с детьми до 3 лет, граждане, совершившие мелкие преступления, за которые не предусмотрена ответственность в виде ограничения свободы.

Общее количество амнистированных в разные периоды может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. Сам акт об амнистии считается бессрочным, но после объявления приводится в исполнение в течение 6 месяцев.

Если лицо, к которому будет применяться данная процедура, не признает своей вины в принципе, то амнистироваться оно не может. Факт виновности обвиняемого или подсудимого в этом случае не подлежит сомнению.

Ограничения и возможные нюансы

Обязательным условием при издании акта амнистии является определение в нем тех категорий, которые не могут попасть под его действие. Никогда не амнистируют:

лиц, которые совершили преступления против основ конституционного строя или особо тяжкие преступления, рецидивистов, лиц, к которым ранее применялись амнистия или помилование и которые были осуждены повторно за умышленные преступления, граждан, которые в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы злостно нарушали установленный порядок, осужденных к смертной казни. Возможные уголовно-правовые последствия амнистии

Часть 2 ст. 84 УК РФ определяет возможные уголовно-правовые последствия принятия акта амнистии:

от уголовной ответственности освобождаются лица с учетом их личностной характеристики и характера совершенного преступления.

В отношении этих лиц уголовные дела не возбуждаются, а возбужденные подлежат прекращению, лица осужденные и ещё не отбывающие наказание до вступления приговора суда в законную силу вообще освобождаются от уголовного наказания или от его отбывания, принятый ранее обвинительный приговор не приводится в исполнение, лицам, отбывающим наказание, назначенный срок может быть сокращен или заменен более мягким, осужденные к наказанию лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (например, лишения возможности занимать руководящую должность), снятие судимости с отбывших наказание лиц.

Все вопросы, связанные с применением амнистии, должны решаться в строгом соответствии с нормами уголовного законодательства.

Источник: https://moscowcentrow.ru/amnistiya-pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Российское уголовное право

Помилование в уголовном праве

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст.

50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст.

89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки.

При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств.

Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает.

В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением.

Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г.

«О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст.

113 УИК РФ).

К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены.

Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи.

Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 — освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию.

Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.

Во-вторых, в Положении содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом содержится оговорка о том, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам.

При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст.

59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г.

было помиловано 12 843 чел. В 2001 г.

осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Источник: https://isfic.info/koms/criml127.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.