Полномочия полиции

Зачем полиции новые полномочия

Полномочия полиции

Сообщения о дополнениях в закон «О полиции» вызвали недоумение среди специалистов и общественности. Насколько актуально и своевременно было подавать подобный законопроект в нынешней ситуации?

Напомним вкратце суть новаций.

Они сводятся к следующему: полицейские получат право вскрывать машины, оцеплять или блокировать территории, жилые дома, строения и другие объекты с правом проводить «личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществ».

При этом «сотрудник полиции не несёт ответственности за вред, причинённый гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства», и имеет право быть «с обнажённым огнестрельным оружием» и применить его, если задерживаемый создаст, по его мнению, ему угрозу.

Бывшие советские граждане выросли в своеобразной традиции отношения к милиции. С одной стороны, милиционеров не любили, с другой — не боялись. Пререкания с ними, непослушание было в порядке вещей. В советское время увидеть стража порядка с оружием было редкостью. Недаром ходила хохма, что в кобуре у милиционера — огурец для закуски.

После 1991 года ситуация стала меняться. Резкий рост преступности, в том числе организованной, появление на руках у населения огнестрельного оружия, массовые заказные убийства, межнациональные конфликты и войны, терроризм привели к тому, что теперь уже не только пистолет у тогда ещё милиционера, но и автомат стали восприниматься населением как норма.

Однако менталитет населения меняется медленнее, и до сих пор у россиян нет того отношения к сотруднику полиции, как в США, где последний обладает безусловным приоритетом. Недаром в этой стране столько убийств невиновных граждан правоохранителями, которые начинают стрелять на поражение при малейшем подозрении.

Думается, суть предлагаемых поправок заключается в наделении полиции априори большими правами по сравнению с рядовым гражданином, а точнее, в донесении этого постулата до населения. Понятно, что у полицейского много возможностей для совершения тех или иных ограничивающих свободу человека действий.

Но одно дело сознавать это теоретически, другое — понимать, что теперь по закону даже самое невинное твоё сопротивление может быть чревато самыми тяжёлыми последствиями.

Также важно, чтобы население осознавало, что в случае чего не сработает и ссылка на неприкосновенность частной собственности и жилища, и на личную неприкосновенность.

Ольга Смольская/ТАСС

События 20 апреля во Владикавказе, о которых мы писали, актуализируют необходимость в таких правовых возможностях для сотрудников полиции. В ходе них несколько правоохранителей получили травмы, в них летели камни. Руководство МВД в Москве может сделать вывод, что население не боится полиции, не видит ничего страшного в физическом сопротивлении представителям правопорядка.

В законопроекте указывается, что вышеперечисленные полномочия применяются «при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях». Значит, в правительстве предвидят возможность и первого, а второе уже наблюдают наяву, хотя ЧС и не объявлена.

Чем дольше будет тянуться режим пресловутой самоизоляции, тем больше будет поводов для проявления первого и объявления второго.

В этом смысле законопроект весьма актуален для тех, кто хотел бы иметь минимум препятствий при разгоне демонстраций и митингов.

Возвращаясь к сравнению национальных менталитетов и традиций, отметим, что в Европе иное отношение к полиции, нежели в США. Там в правоохранителей летят и стулья, и «коктейли Молотова», и кирпичи, и уличные урны. Тут американский не то страх, не то почтение к полицейским отсутствуют.

Видимо, сейчас руководство МВД делает ставку на то, чтобы перейти от европейского менталитета к американскому. Но следует учитывать, что в США юридическая сторона взаимоотношений граждан с правоохранителями очень хорошо проработана и отнюдь не отличается уклоном в сторону подчинения блюстителям закона.

Вспомним недавний казус, когда фирма Apple отказалась по запросу ФБР помогать взламывать айфон подозреваемого.

В предлагаемых же поправках опасно то, что некоторые сотрудники полиции получают, что называется, слишком большую уверенность в априорной правоте своих действий.

Это чревато в перспективе различными злоупотреблениями, которые будут списываться под предлогом чрезвычайной ситуации.

Необходимо чётко прописать в законе и обратную сторону — ответственность полицейских за неправомерные действия в момент ЧС, либо создать чёткую и понятную процедуру их оспаривания, при этом рядовой гражданин не должен себя чувствовать заранее в чём-то виновным.

Источник: https://news.ru/politics/zachem-policii-novye-polnomochiya/

Раздел 4. Полномочия полиции

Полномочия полиции

Статья 23. Основные полномочия полиции.

1. Полиция в соответствии с возложенными на нее задачами:

1) осуществляет превентивную и профилактическую деятельность, направленную на предотвращение совершения правонарушений;

2) выявляет причины и условия, способствующие совершению уголовных и административных правонарушений, принимает в пределах своей компетенции мер по их устранению;

3) принимает меры с целью выявления уголовных, административных правонарушений; прекращает выявленные административные и уголовные правонарушения;

4) предпринимает ряд мер, направленных на устранение угроз жизни и здоровью физических лиц и публичной безопасности, возникшие вследствие совершения уголовного, административного правонарушения;

5) осуществляет своевременное реагирование на заявления и сообщения о уголовные, административные правонарушения или происшествия;

6) осуществляет досудебное расследование уголовных правонарушений в пределах определенной подследственности;

7) разыскивает лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропали без вести, и других лиц в случаях, определенных законом;

8) в случаях, определенных законом, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, принимает решение о применении административных взысканий и обеспечивает их выполнение;

9) доставляет в случаях и порядке, определенных законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, и лиц, совершивших административное правонарушения;

10) принимает меры для обеспечения публичной безопасности и порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на стадионах, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, других публичных местах;

11) регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети;

12) осуществляет сопровождение транспортных средств в случаях, определенных законом;

13) выдает в соответствии с законом разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; в случаях, определенных законом, и выдает согласовывает разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения;

14) принимает все возможные меры для оказания неотложной, в частности домедицинской и медицинской, помощи лицам, которые пострадали вследствие уголовных или административных правонарушений, несчастных случаев, а также лицам, которые оказались в ситуации, опасной для их жизни или здоровья;

15) принимает меры для определения лиц, которые не способны за состояние здоровья, возраст или другие обстоятельства сообщить информацию о себе; устанавливает личность человека по неопознанным трупом;

16) обеспечивает безопасность взятых под защиту лиц на основаниях и в порядке, определенныхзаконом;

17) в пределах своей компетенции, определенной законом, осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов относительно опеки, попечения над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, принимает меры по предотвращению детской безнадзорности, правонарушений среди детей, а также социального патронажа в отношении детей, которые отбывали наказание в виде лишения свободы;

18) принимает меры для предотвращения и пресечения насилия в семье;

19) осуществляет охрану объектов права государственной собственности в случаях и порядке, определенных законом и иными нормативно-правовыми актами, а также участвует в осуществлении государственной охраны;

20) осуществляет на договорных началах охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности;

21) осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами специальных правил и порядка хранения и использования оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел;

22) осуществляет в определенном законом порядке приемки, хранения и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ и устройств, наркотических средств или психотропных веществ;

23) осуществляет контроль в пределах своей компетенции, определенной законом, с соблюдением требований режима радиационной безопасности в специально определенной зоне радиоактивного загрязнения;

24) содействует обеспечению в соответствии с законом правового режима военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности;

25) выполняет в пределах компетенции запросы органов правопорядка (правоохранительных органов) других государств или международных организаций полиции в соответствии с законом и международными договорами Украины.

Статья 24. Дополнительные полномочия полиции.

1. Выполнение иных (дополнительных) полномочий может быть возложено на полицию исключительно законом.

Статья 25. Полномочия полиции в сфере информационно-аналитического обеспечения.

1. Полиция осуществляет информационно-аналитическую деятельность исключительно для реализации своих полномочий, определенных этим Законом.

2. Полиция в рамках информационно-аналитической деятельности:

1) формирует базы (банки) данных, входящих единой информационной системы Министерства внутренних дел Украины;

2) пользуется базами (банками) данных Министерства внутренних дел Украины и других органов государственной власти;

3) осуществляет информационно-поисковую и информационно-аналитическую работу;

4) осуществляет информационное взаимодействие с иными органами государственной власти, органами правопорядка иностранных государств и международными организациями.

3. Полиция может создавать собственные базы данных, необходимые для обеспечения повседневной деятельности органов (учреждений, учреждений) полиции в сфере трудовых, финансовых, управленческих отношений, отношений документооборота, а также межведомственные информационно-аналитические системы, необходимые для выполнения возложенных на нее полномочий.

4. Деятельность полиции, связанная с защитой и обработкой персональных данных, осуществляется на основаниях, определенных Конституцией Украины, Законом Украины “О защите персональных данных”, другими законами Украины

Статья 26. Формирование информационных ресурсов полицией.

1. Полиция наполняет и поддерживает в актуальном состоянии базы (банки) данных, входящих единой информационной системы Министерства внутренних дел Украины, в отношении:

1) лиц, в отношении которых полицейские осуществляют профилактическую работу;

2) выявленных уголовных и административных правонарушений, лиц, которые их совершили, движения уголовных производств; обвиняемых, обвинительный акт в отношении которых направлены в суд;

3) розыска подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или приговора суда;

4) розыска безвестно пропавших;

5) установления личности неопознанных трупов и людей, которые не могут предоставить о себе любую информацию в связи с болезнью или несовершеннолетним в возрасте;

6) зарегистрированных в органах внутренних дел уголовных или административных правонарушений, событий, угрожающих личной или общественной безопасности, чрезвычайных ситуаций;

7) лиц, задержанных по подозрению в совершении правонарушений (административное задержание, задержание согласно поручениям органов правопорядка, задержание лиц органами досудебного расследования, административный арест, домашний арест);

8) лиц, совершивших административные правонарушениях, производство по делам по которым осуществляется полицией;

9) зарегистрированных уголовных и административных коррупционных правонарушений, лиц, которые их совершили, и результатов рассмотрения этих правонарушений в судах;

10) иностранцев и лиц без гражданства, задержанных полицией за нарушение определенных правил пребывания в Украине;

11) похищенных номерных вещей, ценностей и другого имущества, которые имеют характерные признаки для идентификации, или вещей, связанных с совершением правонарушений, согласно заявлениям граждан;

12) похищенных (утраченных) документов по обращению граждан;

13) найденных, изъятых предметов и вещей, в том числе запрещенных или ограниченных в обращении, а также документов с признаками подделки, которые имеют индивидуальные (заводские) номера;

14) угнанных транспортных средств, которые разыскиваются в связи с безвестным исчезновением лица, выявленных бесхозных транспортных средств, а также похищенных, утраченных номерных знаков;

15) выданных разрешительных документов в сфере безопасности дорожного движения и разрешений на движение отдельных категорий транспортных средств;

16) оружия, находящегося во владении и пользовании физических и юридических лиц, которым предоставлено разрешение на приобретение, хранение, ношения, перевозки оружия;

17) похищенного, утерянного, изъятого, найденного оружия, а также добровольно сданного оружия из числа той, что незаконно хранилось;

18) базы данных, формируемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законом.

2. Во время наполнения баз (банков) данных, определенных в пункте 7 части первой настоящей статьи, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео-, звукозапись) и биометрических данных (дактилокартки, образцы ДНК).

Статья 27. Использование полицией информационных ресурсов.

1. Полиция имеет непосредственный оперативный доступ к информации и информационным ресурсам других органов государственной власти за соблюдением Закона Украины “О защите персональных данных”.

2. Информация о доступе к базе (банку) данных должна фиксироваться и храниться в автоматизированной системе обработки данных, включая полицейского, который получил доступ, и объем данных, доступ к которым был получен.

3. Каждое действие полицейского на получение информации из информационных ресурсов, предусмотренных статьями 26, 27 настоящего Закона, фиксируется в специальном электронном архиве, ведение которого возлагается на службу информационных технологий Министерства внутренних дел Украины.

В электронном архиве фиксируются фамилия, имя, отчество и номер специального жетона полицейского, вид полученной информации, регистр, с которого была взята информация, время получения информации и другие данные, необходимые для идентификации полицейского, который получал информацию из реестров.

Статья 28. Ответственность за противоправное использование информационных ресурсов.

1. Полиция принимает все меры для недопущения любых нарушений прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

2. Полицейские несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за совершенные ими деяния, которые привели к нарушениям прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

3. Министерство внутренних дел Украины в пределах компетенции осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов при формировании и пользования полицейскими информационными базами (банками) данных в порядке, определенном в статьях 26, 27 настоящего Закона.

Источник: http://www.pravoved.in.ua/section-law/243-zuomp/2250-raz-4.html

Полиции откроют доступ в личный автотранспорт

Полномочия полиции

В Госдуму вскоре будет внесен законопроект, уточняющий и расширяющий права полиции.

Самой значимой станет норма, позволяющая сотрудникам вскрывать транспортные средства граждан, а также выставлять оцепление вокруг жилых домов, в том числе при эпидемиях и для соблюдения карантинных мероприятий.

Кроме того, расширены нормы применения полицейскими огнестрельного оружия при попытках оказания им вооруженного сопротивления.

Как стало известно в среду, в правительстве согласован проект закона «О внесении изменений в ФЗ “О полиции”». Вскоре документ поступит на рассмотрение в Госдуму.

Инициатором выступило МВД: поправки были разработаны в договорно-правовом департаменте ведомства в декабре прошлого года, после чего их направили в заинтересованные министерства и правительство.

Нужно отметить, что попытка внесения схожих поправок была предпринята рядом депутатов около двух лет назад, но тогда их отправили на доработку.

Официально в МВД содержание законопроекта до его рассмотрения в Госдуме не комментируют.

Источники “Ъ” в ведомстве объяснили необходимость изменений в ФЗ «О полиции» тем, что «не все полномочия сотрудников в нем прописаны, хотя на практике активно применяются».

Законопроект предусматривает ряд норм, уточняющих или расширяющих уже имеющиеся в законе «О полиции».

Так, действующая редакция дает право полиции «патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка». В новом варианте ст.

 13 ФЗ говорится, что сотрудники ведомства имеют право также «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», места преступлений, административных правонарушений, происшествий, а также «публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу их безопасности, а также осуществлять временно ограждение указанных мест и объектов».

В ст.

 16 («Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов») предлагается ввести норму, в соответствии с которой полиция получит право блокировать по решению руководителя территориального органа «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» (в нынешней редакции закона речь идет лишь об «участках местности»). Отметим, что среди причин для таких действий в законе называются карантинные мероприятия, а также эпидемии. В пределах оцепления полицейским будет разрешено досматривать граждан, их вещи, автомобили и грузы.

Наиболее же актуальными являются дополнения к ст. 15 закона «О полиции», которая оговаривает право полицейских на вхождение или проникновение на земельные участки, в жилые дома и другие помещения граждан. В законопроекте предлагается унифицировать терминологию и использовать только слово «проникновение»

Авторы законопроекта предлагают ввести новую статью — 15.1 («Вскрытие транспортного средства»).

Предлагается наделить полицейских правом вскрывать автомобили и проникать в них для спасения жизни граждан, обеспечения их безопасности, в том числе при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, пресечении преступления или задержании подозреваемых или обвиняемых, а также при «производстве по делу об административном нарушении, если имеются основания предполагать, что совершившее его лицо находится в состоянии опьянения». Кроме того, причиной для вскрытия машины могут стать несчастный случай с автовладельцем или подозрения, что в машине могут находиться запрещенные законом вещества. Наконец, транспортное средство полицейские могут вскрыть в связи с угрозой теракта.

Во всех этих случаях, говорится в законопроекте, полицейский должен представиться и предъявить документы, разъяснить автовладельцу или находящимся в машине людям их права и причину своих действий, а если в автомобиле никого не будет — уведомить собственника в течение суток о проникновении в его машину и обеспечить ее недоступность для других граждан на это время.

Обращают на себя внимание и два предлагаемых нововведения, касающихся ответственности полицейских за действия в экстремальных ситуациях. В ст.

 24 («Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции») предлагается внести норму, позволяющую полицейскому применить оружие не только в уже предусмотренных случаях, когда при задержании злоумышленник сам достал «ствол», приблизился к сотруднику, сократив указанное последним расстояние, или прикоснулся к его огнестрельному оружию, но и совершил «иные действия, позволяющие расценивать их как угрозу нападения».

Ст. 30 закона («Гарантии правовой защиты сотрудника полиции») предлагается дополнить ч. 1.1, которая гласит, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию», если они соответствовали требованиям Конституции и законов РФ.

«Силовики традиционно преследуют цель расширения собственных полномочий,— прокомментировал изменения руководитель международной правозащитной группы “Агора” Павел Чиков.— Здесь оно происходит несколькими способами. Во-первых, некоторые предложения по сути узаконивают сложившуюся практику — досмотра автомобилей или оцепления.

В других идет как бы конкретизация полномочий — как со вскрытием автомобиля. В-третьих, и это самое опасное, вводится открытый перечень оснований применения огнестрельного оружия.

“Совершение иных действий, дающих основания расценить их как угрозу нападения” — под эту формулировку задним числом можно подвести любую стрельбу по гражданам».

Правозащитник особо отметил норму о том, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей»,— господин Чиков назвал ее «презумпцией правоты полицейского».

«Это предложение по сути фиксирует многолетний тренд снижения числа осуждаемых за преступления полицейских. Наказать зарвавшегося сотрудника полиции в России становится труднее с каждым годом — и это нам четко подтверждает судебная статистика»,— говорит правозащитник.

Если проект закона будет принят с такими формулировками, у СКР появится «еще больше оснований отказывать в возбуждении уголовных дел в отношении силовиков», считает глава общественной организации «Открытая Россия» Анастасия Буракова.

«У формулировок “иная угроза” или “иные обстоятельства” довольно пугающие перспективы: что считать иной угрозой и основанием, неясно,— отметила госпожа Буракова.— К примеру, обстоятельства для применения табельного оружия полицейским должны регламентироваться закрытым списком, а не открытым, как подразумевают эти формулировки.

Иначе мы придем к ситуациям, где человек потянется к карману с телефоном, а ему прострелят колено. Полномочия полиции и так максимально расширены, их редко наказывают за умышленные превышения полномочий, например в отношении политических оппонентов». Госпожа Буракова удивлена также формулировкой о «превышении полномочий во время исполнения».

«А когда полицейский может их превысить, если не во время работы? Получается, это полное освобождение полицейских от любых последствий. Это вредительская история, которая повернется против всех граждан, а не только политически активных», — уверена она.

Глава «Комитета против пыток», член президиума СПЧ Игорь Каляпин отмечает избыточность некоторых предлагаемых норм — в частности, о том, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей». «Полицейский и сейчас, это прописано в законодательстве России, не подлежит преследованию за выполнение своих обязанностей, уголовная ответственность наступает за превышение полномочий,— отметил господин Каляпин.—

Весь вопрос заключается в том, кем эти обязанности возложены и в соответствии с какой нормой закона, грубо говоря, не преступный ли приказ отдали полицейскому его начальники?

Что касается проникновения в жилище или вскрытия автотранспортных средств, это также вполне допустимо и уже зафиксировано в законодательстве — полицейский имеет право делать это, когда преследует преступника»

«Многие положения нового законопроекта выглядят вполне логичными,— считает вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.— Однако ряд из них, на мой взгляд, требует доработки, прежде всего в части, касающейся контроля за обоснованностью применения тех или иных норм.

Действительно, иногда обстоятельства требуют вскрытия автомобиля или проникновения в него — например, если существует угроза жизни или здоровью человека, находящегося в салоне, или если у сотрудников полиции имеются обоснованные предположения, что транспортное средство используется при подготовке теракта или совершении другого преступления.

Однако здесь необходим перечень запрещенных грузов, наличие которых в салоне дает основание для вскрытия, а также дополнение, аналогичное тому, что вводится в статье о проникновении в жилище: в течение 24 часов о действиях полицейского должен быть официально уведомлен прокурор, который сможет дать им правовую оценку.

Кстати, разумным представляется разрешение проникновения в жилище в отсутствие собственника: бывает, что квартира сдается в аренду, ее владелец находится далеко, а необходимость попасть в нее для, например, пресечения или раскрытия преступления очевидна. Важно и то, что в таких случаях предусматривается недопущение посторонних как в жилище, так и в транспортное средство».

Не считает правозащитник излишней и норму об оцеплении территорий и объектов, если речь идет о реальной угрозе жизни или безопасности людей. «Расширение права полицейского на применение оружия также соответствует нынешним реалиям,— говорит Иван Мельников.

— Однако и здесь, по-моему, необходима дополнительная должностная инструкция, где будет детально прописан порядок применения оружия в экстремальных ситуациях. Сотрудник должен заранее знать, как ему действовать, а не думать в критический момент, можно ему прибегать к крайним мерам или нет.

И здесь должны последовать обязательный рапорт руководству и уведомление прокурора, чтобы свести к минимуму возможность злоупотреблений».

При этом господин Мельников отметил, что в некоторых статьях предлагается убрать слово «обязан», например предлагаются формулировки «пресекает» вместо «обязан пресекать», «называет свою должность и фамилию» вместо «обязан назвать», и таких поправок несколько. «Это создает возможность для злоупотреблений или бездействия со стороны стражей порядка»,— считает правозащитник.

Александр Игорев

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4328364

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.