Персональные данные сотрудников полиции

Судебная практика: Передача персональных данных сотрудников полиции третьей стороне не допускается без их согласия

Персональные данные сотрудников полиции

Проекты реализации планов построения открытого правительства включают себя и активное вовлечение граждан и общественных объединений в осуществление общественного контроля над деятельностью исполнительных органов власти.

В настоящее время ведется работа над проектом федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (см.: http://ria.ru/politics/20131018/970999343.html ).

Любой общественный контроль означает, прежде всего, доступ к государственной информации, и встает вопрос о том, к какой информации общественность имеет право доступа.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в марте 2013 года рассмотрела дело № 33-2447/2013, в котором ей пришлось оценивать, имеет ли право общественная организация получать при проведении общественного контроля персональные данные сотрудников полиции.

Суть спора

Президентом Свердловской региональной общественной организации (СРРО) в адрес Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области  были направлены заявления о предоставлении информации в отношении сотрудников Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга, бездействие которых повлекло смерть гражданина. Ссылаясь на наличие обращений граждан с жалобами на сотрудников полиции, в порядке общественного контроля заявитель просил сообщить о принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении указанных сотрудников, о результатах переаттестации, а также о том, в какой должности и звании они сейчас работают. Управлением был направлен ответ, согласно которому запрашиваемые сведения относятся к персональным данным сотрудников полиции и не могут быть переданы третьим лицам без их письменного согласия. Кроме того, отсутствуют основания для передачи запрошенной информации, предусмотренные п. 3 ст. 6 федерального закона «О персональных данных», поскольку решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга ответственность сотрудников полиции не была установлена. СРРО обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Управления в предоставлении информации, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация относится к сфере публичных интересов, вытекает из решения суда и касается жизни и здоровья граждан, поэтому общественная организация имеет право на ее получение от органов полиции в порядке общественного контроля.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга в ноябре 2012 года в удовлетворении заявления СРОО было отказано.

Суд первой инстанции установил, что запрашиваемая заявителем информация относится к персональным данным сотрудников полиции, передача которой третьей стороне не допускается без их согласия, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Кроме того, суд отметил, что информация о деятельности государственных органов, к которым относится полиция, не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа. Наличие решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия сотрудников Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга, не предотвративших в помещении правоохранительного органа причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть гражданина, не может являться указанным основанием для предоставления информации, поскольку не содержит выводов о возложении на сотрудников полиции какой-либо ответственности. Суд также принял во внимание то, что специального федерального закона об общественном контроле над органами исполнительной власти не принято, а федеральный закон «Об общественных объединениях» не содержит положений, регулирующих формы и методы осуществления общественными объединениями общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти (в том числе и полиции), – поэтому доводы заявителя о возможности получения им запрошенной информации в порядке общественного контроля над деятельностью полиции не основаны на законе.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в марте 2013 года по делу № 33-2447/2013 отказала в удовлетворении заявления Свердловской региональной общественной организации о признании незаконными действий Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области.

Источник: Консультант Плюс

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=547818

“,”author”:”Автор: Наташа Храмцовская”,”date_published”:”2020-11-22T00:05:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://rusrim.blogspot.com/2013/12/blog-post_14.html”,”domain”:”rusrim.blogspot.com”,”excerpt”:”Проекты реализации планов построения открытого правительства включают себя и активное вовлечение граждан и общественных объединений в осущ…”,”word_count”:551,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://rusrim.blogspot.com/2013/12/blog-post_14.html

Персональные данные сотрудников полиции

Персональные данные сотрудников полиции

Накопление, хранение и выдача личных сведений граждан регулируется ФЗ № 152 «О персональных данных», принятым 27 июля 2006 года.

Статья 6 указанного закона устанавливает, что возможна выдача закрытых данных о человеке без согласования c перечислением исключений.

Предоставляют персональные данные в ответ на запрос сотрудников внутренних дел в соответствии с ФЗ «О полиции», принятом 07.02.2011 г.

Выдают хранящиеся данные по запросу МВД в установленных перечисленными законами случаях. Полномочия сотрудников ведомства перечислены в п. 4 ч. 1 статьи 13 ФЗ 2011 года, а обоснованные причины выдачи закрытых сведений – в ФЗ «О персональных данных».

Сотрудники полиции вправе затребовать указанные сведения только для раскрытия уголовных и административных правонарушений, а также для установления факта совершения уголовного или административного правонарушения по заявлениям физических лиц, рассмотрение которых отнесено к их компетенции.

Если указанное правило не соблюдено, учреждение, в которое поступил запрос, отказывает в предоставлении информации, ссылаясь на статью 7 ФЗ «О персональных данных».

Права полиции на затребование личных сведений

Права представителей полиции регламентированы ст.

13 ведомственного закона, устанавливающей, что для исполнения функциональных обязанностей сотрудники МВД вправе затребовать и бесплатно получить персональные данные от учреждений и предприятий (государственных и городских), объединений граждан, должностных лиц организаций (вне зависимости от формы собственности), а также от физических лиц в случае:

  • расследования уголовного или административного производства;
  • проверки поданных в полицию заявлений граждан о совершении противоправных действий.

Данную информацию полиции предоставляют в форме справок и копий имеющейся документации. Исключение составляют сведения, передаваемые медицинскими учреждениями, о физических лицах:

  • обратившихся за помощью в связи с травмами насильственного характера или полученными вследствие ДТП;
  • имеющих ограничения (противопоказания) медицинского характера к вождению транспортных средств;
  • страдающих от наркотической зависимости;
  • употребляющих наркотики или психотропные препараты без рекомендации доктора;
  • применяющих новые психоактивные препараты, несущие потенциальную угрозу жизни и здоровью;
  • которые по постановлению или приговору суда обязаны пройти курс лечения (диагностики, профилактических мероприятий) от наркотической или алкогольной зависимости либо социальную реабилитацию для избавления от зависимого поведения.

Статья 13 ФЗ «О полиции» устанавливает обязательность предоставления данных государственными, городскими и частными учреждениями, а также гражданами по запросу сотрудников МВД.

Оценивание правомерности запроса полиции на выдачу личной информации

Закон предъявляет к запросу, подаваемому сотрудниками МВД, ряд требований. Запрашиваемые сведения должны быть связаны с:

  • уголовным или административным правонарушением, по которому уже проводятся следственные действия;
  • проверкой заявления физического лица о совершенном противоправном деянии (уголовном или административном);
  • проверкой достоверности информации о происшествии, разбирательство в котором входит в должностные полномочия сотрудника полиции.

Не всегда при ознакомлении с запросом удается удостовериться о связи запрашиваемых сведений с уголовным или административным расследованием.

Закон не уточняет, какая именно (прямая или косвенная) связь должна присутствовать, что позволяет считать запрос правоохранителей о выдаче персональной информации формально легитимным.

 
Ответ на данный запрос – обязанность руководителя учреждения, поскольку он связан с оперативным реагированием полиции на совершенное правонарушение. Затребованная информация позволит подтвердить или опровергнуть факт противоправных действий.

Неправомерно направление запроса о выдаче сведений, необходимых для раскрытия будущего уголовного (административного) производства. Закон ограничивает сотрудника МВД, позволяя ему собирать сведения, касающиеся исключительно дел, находящихся на стадии досудебного расследования. Указанный критерий – ключевой при определении легитимности запрашиваемых данных.

Еще одно требование, предъявляемое к оформлению запроса от полиции по персональным данным, – требование мотивирования. С этим на практике также возникают сложности.

К примеру, сотрудник полиции указывает, что в его производстве находится 10 дел по факту мошенничества при оформлении экспресс-займов через интернет-банки: предоставление поддельных или недействительных документов. Однако в запросе не указано, как именно поможет запрашиваемая информация в расследовании уголовного правонарушения.

Неясным остается и факт утраты вещественных доказательств. Учитывая, что расследуются сразу 10 дел, трудно установить связь расследования с запрашиваемыми персональными данными.

В соответствии с п.

4 статьи 4 ФЗ «О полиции», правоохранители вправе для обнаружения и прекращения правонарушений затребовать от банков и кредитных компаний выписки со счетов о проводимых гражданами или предприятиями операциях в рамках занятия предпринимательством.

Список мероприятий, включенных в понятие оперативно-розыскной деятельности, раскрывается статьей 6 указанного закона. Это четкий список, вносить изменения и поправки в который разрешено только законодателю (на федеральном уровне).

Однако большинство запросов правоохранителей отличаются скупым вступлением (преамбулой), перечисляющей ссылки на нормы федеральных законов, предоставляющих сотрудникам МВД право запрашивать персональную информацию в рамках уголовного или административного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Однако правомерным считается только мотивированный запрос, указывающий на необходимость предоставления сведений для решения задач, возложенных на сотрудников полиции.

Мотивация – самый проблемный вопрос при анализе законности требований правоохранителей, поскольку законодатель не растолковывает термин «мотивированный запрос».

Практика показывает, что таковым следует считать документ при наличии сведений об основаниях его направления (проведение оперативных или следственных мероприятий), категории дела, по которому проводится расследование (уголовное или административное), либо ссылки на проверку заявления физического лица о совершенном правонарушении, решение которого относится к компетенции сотрудников полиции.

Такие требования выдвигает и УПК (уголовно-процессуальный кодекс) России в статьях 144 и 145. Если персональную информацию запрашивают в рамках расследования правонарушения (выявления наличия признаков преступления) в действии должностного лица, которое готовит ответ, это отражается в запросе.

Особого внимания требует п.

4 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции», регламентирующий основание для направления правоохранителями запроса о выдаче персональных данных руководителям государственных, городских учреждений, объединений граждан, физическим лицам и предприятиям вне зависимости от формы собственности. Это проведение следственных, розыскных или оперативных мероприятий в рамках уголовного или административного производства, а также проверка достоверности факта совершения правонарушения по заявлению граждан.

То есть законодатель предоставляет сотруднику полиции право запросить копии и оригиналы документации, касающейся расследуемого уголовного или административного дела у частных и государственных компаний.

Но важными аспектами такого запроса являются обоснованность и законность.

Поэтому кроме номера расследуемого производства или проверяемых материалов, в связи с которыми запрашивается информация, в запросе приводятся фактические аргументы, подтверждающие связь запрашиваемых сведений с указанными следственными действиями или проверкой.

Закон не устанавливает ограничений относительно объема личных сведений, которые могут выдаваться по запросу правоохранителей.

В соответствии с законодательством, законные и обоснованные требования сотрудника полиции обязательны для удовлетворения в срок, указанный в запросе, но не более 30 суток со дня его получения.

За отказ от выполнения законных требований полицейского предусмотрена административная ответственность: устное предупреждение или штраф 3-5 тысяч рублей.

Отвечая на запрос правоохранителей, нужно помнить, что удовлетворению подлежат только законные и обоснованные требования. Запросить конфиденциальные сведения разрешается только в рамках расследования или проведения проверок.

Источник: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/subekt-personalnyh-dannyh/personalnye-dannye-sotrudnikov-politsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.